Малый бизнес имеет немаловажную роль для каждой страны по следующим причинам – прежде всего, обеспечивается занятость населения, зарождается здоровая конкуренция, а также не только обеспечивает насыщение рынка появлением новых товаров и услуг, но и перекрывает нужды больших компаний. Рассмотрим подробнее о том, что же мешает и помогает развиваться малому предпринимательскому делу в Абхазии.
Огромным толчком для дальнейшего развития экономики в Абхазии послужило обретение статуса независимого государства рядом стран, в том числе в лице Российской Федерации. Следующим мощным толчком для развития должны стать ускоренные темпы развития во всех областях, для чего просто необходимо содействие в развитии малого предпринимательства касательно всех сфер экономики.
В последние годы появилось большое количество публикаций, а также выступлений официальных лиц Абхазии, в которых говорилось о том, что малое предпринимательство страны нуждается в оказании всесторонней помощи от государственных структур, их содействия в развитии малого бизнеса. Данное внимание вполне оправдано, ведь у правительства Абхазии самым надежным и, пожалуй, единственным источником пополнения казны реальными деньгами является малый бизнес.
Но для того, чтобы малое предпринимательство могло играть столь высокую роль для достижения нужных показателей в экономике, данный бизнес должен иметь системное развитие, в совокупности взаимосвязанных отношений экономики и управления между субъектами малого бизнеса с одной стороны, и, конечно же, государства со второй стороны, кроме того, активное сотрудничество должно вестись между субъектами малого предпринимательства и остальными хозяйствующими субъектами.
Конечно же, для дальнейшего развития малого бизнеса в стране должна быть прежде всего обеспечена безопасность, и, не только экономическая.
Надо сказать, что и по сей день в законодательстве республики Абхазия по-прежнему нет конкретного определения, что же такое малый бизнес и малое предпринимательство, что входит в данное понятие.
Если ориентироваться на такую науку, как экономика, а также на опыт других развитых стран, понятие малый бизнес берется более широко, чем предпринимательство, поскольку вбирает все отношения, которые существуют между представителями рыночной экономики, а также включение всех видов деятельности не только предпринимателей и тех, кто потребляет, но и наемных работников, а также властных структур.
Что же касается малого предпринимательства, то с его стороны идет осуществление бизнеса с внедрением инноваций, внесением на счета компании не только личных, но и привлеченных средств в образуемое дело, достаточно часто подвергаясь сильным рискам. Развитые страны дают такое определение предпринимательству – «бизнес, который всегда стремится вперед к новому и отличному от уже имеющегося, организаторы способны применить и преобразовать уже существующие «ценности и установки».
У населения Абхазии еще со времен вхождения в СССР, имеется уникальнейший опыт тайной работы, когда предпринимательство было запрещено, но практически в каждой семье существовали свои маленькие домашние производства относительно товаров массового потребления, среди которых обувь, керамика, сувениры, а значит, каждая семья была способна сама обеспечить не только себя, но и окружающих всем необходимым. И здесь важно государству не упустить момент, быстрее поворачиваться и создавать необходимые условия для того, чтобы малый бизнес быстрее развивался.
Первым делом следует начать с теории, то есть с разработки комплекса государственных программ по развитию и оптимальной поддержке малого бизнеса, в котором должно быть максимально полно отражены все стороны по формированию и развития данного вида бизнеса.
Однако, в стране можно заметить достаточно негативную картину в плане законотворчества в Абхазии относительно малого бизнеса. Необходимо максимально тщательно подойти к отработке законодательства, которое будет регламентировать каждый возникающий аспект, который будет касаться образования, непосредственной деятельности, а также прекращения относительно функционирования организаций, относящихся к малому бизнесу.
Таким образом, многие эксперты сходятся во мнении, что в Абхазии следует заняться созданием специального властного органа, который бы занимался регулированием возникающих проблем, которые могут быть связаны с образованием предприятий малого бизнеса, а также функционированием органа относительно:
- юридического оформления компании
- возможность получения кредита
- участие в закупках оборудования
- профессиональное консультирование
- помощь в разработке бизнес-планов
- доступность проведения бухгалтерских процедур
- юридическая безопасность и защита
И все-таки, несмотря на то, что существует множество проблем и трудностей, малый бизнес в Абхазии начал активно развиваться, о чем свидетельствуют показатели.
На конец 2011 г. в Абхазии было зарегистрировано более 547 компаний, которые относятся к малому предпринимательству, а 6081 индивидуальный предприниматель.
Если сравнить данные числа в сравнении с 2009 г., то можно заметить сложившуюся положительную динамику относительно роста субъектов малого бизнеса.
К примеру, в 2009 г. предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в стране, составляло всего 405 объектов, индивидуальных же предпринимателей было всего 987.
С 2009 по 2013 годы показатель ВВП был увеличен на 58,2%, наблюдался существенный рост по сути, во всех экономических сферах, однако его особенный рост проявился в таких видах экономической деятельности как управление, где увеличение произошло в 2,1 раза, связь и строительство и составил увеличение в 1,8 раз, промышленность – в 1,7 раз, финансы и кредит, а также торговля – в 1,5 раза
Преимущественными видами в экономике Абхазии являются строительство с 26,5%, а также торговля и общепит с 23%, общая доля ВВП которых представлена почти 50%.
Несмотря на возрастающие тенденции роста, необходимо отметить, что уровень развития малого бизнеса на территории Абхазии по-прежнему находится лишь на стадии зарождения и нуждается в более массовой поддержке от государства.
Если рассмотреть опыт зарубежных стран по организации и развитию малого бизнеса, то в виде рекомендации как полноценно реализовать государственную политику в поддержании малого бизнеса, следует обратить особое внимание на такие направления деятельности как:
- особый режим налогообложения;
- всесторонняя поддержка малого бизнеса;
- пересмотр работы с бухгалтерской отчетностью;
- упрощение предоставления отчетов для ведения статистики;
- продумывание мер по сокращению количества административных процедур, борьба с бюрократией;
- создание упрощенного порядка по передаче малому бизнесу и предпринимательству для использования и дальнейшего развития производственных площадей и помещений, капитальных строений, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, а также оборудования, которое относится к основным средствам в собственность бесплатно или за процент оплаты, в аренду или безвозмездное пользование;
- предоставление возможности субъектам малого бизнеса принимать участие в качестве поставщиков услуг, товаров, а также работ в процедурах государственных закупок.
Таким образом, остановимся еще раз на том, что создание максимально взвешенной и идущей в ногу со временем нормативно-правовой базы поможет в формировании устойчивой базы для скорейшего развития малого бизнеса и предпринимательства в Абхазии.
Да, в стране было положено начало зарождению малого бизнеса, предприятия создаются, однако их дальнейшее развитие, а также увеличение числа снова созданных практически невыполнимо без окончательного решения возникающих на пути создания и развития проблем, таких как:
- достаточно высокий уровень барьеров от местных властей, а также, или даже в особенности, со стороны надзорных и налоговых органов, коррупция, практически на каждом шагу, все это вынуждает малый бизнес уходить в тень, а не работать свободно.
- Весьма ограниченные предложения по кредитованию малого бизнеса – при помощи финансирования, которое возможно получить от банковской сферы, довольно сложно решить проблемы развития бизнеса, поскольку условия просто удушающие – высокие процентные ставки, отсутствие нормального залогового обеспечения.
- Недостаточная развитость механизмов по стимулированию развития инноваций в малом предпринимательстве.
- Множественные проблемы по получению сертификации на производимую продукцию.
- Не продуманная система по организации учета в организациях малого бизнеса и предпринимательства.
Чтобы сохранить уже существующие предприятия или усовершенствовать уже имеющиеся, к примеру, увеличить рабочие места на предприятии, а значит и налоговые поступления, государственные структуры должны задуматься о том, что дотации и поддержка малому бизнесу не должна быть однократной, для этого на постоянной основе должна вестись организационно-техническая, финансовая и имущественная поддержка.
К сожалению, предпринятые до последнего времени шаги по реформированию системы, никак не назовешь положительными. Конкретные нормативные документы, которые бы регламентировали бы деятельность по учету в организациях малого бизнеса по-прежнему отсутствует.
Многие организации малого бизнеса, которые перешли на специальную систему налогообложения не ведут бухгалтерский учет с использованием двойной записи. Первичная документация попросту отсутствует, документооборот не ведется, учет материальных ценностей и основных средств практически не осуществляется. Несмотря на то, многие предприятия малого бизнеса и предпринимательства пользуются современными программами по бухгалтерском учету, это совершенно не говорит о том, что идет предоставление качественной информации, для принятия грамотных, верных управленческих решений.
Свойственная бухучету функция информации направляет и по сути ориентирует тот самый путь инновации в развитии малого бизнеса и имеет достаточно глубокое содержание. С ее помощью можно отследить затраты и расходы по хозяйственной деятельности, по сути прозрачными становятся расчеты с сотрудниками, дебиторами и кредиторами, проверить объемы выпуска и реализации продукции, работ или услуг, а также рентабельность, приход прибыли и многие другие показатели, которые смогут качественно характеризовать все виды хозяйственной деятельности предприятия.
Информация, получаемая от бухгалтерского учета лучшим образом, показывает себя при формировании обратной связи. Если бухгалтерский учет на предприятии организован плохо, то практически невозможно получить четкую и правдивую информацию для фиксации важных показателей внутренних и внешних пользователей.
Выстроенная система бухгалтерского учета, состоящая из первичного и текущего учета, а также балансовой отчетности дает возможность получения максимально точной и качественной информации для проведения анализа относительно хозяйственной деятельности и принятия грамотных управленческих решений.
Владельцы малого бизнеса и индивидуальные предприниматели весьма неохотно занимаются пониманием бухгалтерских процессов, считая, что использование программного комплекса 1С позволяет решить все бухгалтерские вопросы. Тем не менее, следует повышать финансовую грамотность среди предпринимателей и уделять повышенное внимание построению учетной политики, решению вопросов, которые касаются анализа относительно хозяйственной деятельности, для продвижения успешного бизнеса.
Для развития малого предпринимательства важно объединить усилия, а также согласовать действия не только самих предпринимателей, но и органов самоуправления и государственной власти при помощи программных методов.
В 2023 г. на поддержку малого и среднего предпринимательства от правительства Абхазии было выделено 50 млн. рублей с целью реализации краткосрочной целевой программы. По словам министра экономики Абхазии Кристины Озган данные средства будут направлены на поддержку уже существующих проектов, которые реализуются в сферах туризма, народных промыслов и ремесленнических услуг, общественного питания, а также легкой пищевой обрабатывающей промышленности.
Для участия в данной программе открыт прием заявок от предпринимателей, проведено формирование комиссии, а также определены условия участия, а также требования к претендентам. Основными требованиями для участия в программе является юридически оформленный статус юридического лица, либо индивидуального предпринимателя, предоставление свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, отсутствие непогашенной задолженности или кредитного обязательства.
Цель такой государственной поддержки в предоставлении возмещения потраченных средств на покупку требуемого оборудования для реализации заявленного проекта.
Данная программа ориентирована на 3 формы государственной поддержки, которые направлены на:
- получение субсидий, направленные на покрытие процентной ставки по имеющимся инвестиционным кредитным обязательствам,
- получение субсидирования для возмещения произведенных расходов по приобретению оборудования, которое необходимо на производстве,
- поступление субсидий с целью покрытия части затрат на воплощение проектов в сфере, которая относится к растениеводству.
Предусмотрен избирательный подход к каждому участнику. При создании проекта до 200 000 рублей, то выделяемая субсидия на возмещение расходов будет доходить до 90% от потраченной суммы.
Если на проект затрачено более 200 000, но не превышает 1 500 000 рублей, то компенсация будет 80%, если же на проект потрачено больше 1 500 000 рублей, то возмещение расходов составит 50%.
Осуществление данной программы, и, как следствие получение малым и средним бизнесом достаточно серьезной поддержки, направлено в первую очередь с расчетом на то, что компании будут создавать новые рабочие места, а значит в бюджет страны начнут поступать дополнительные поступления в виде налоговых отчислений.
Другой преследуемой целью проведения данной поддержки от государства является развитие импортозамещения. Ведь, в настоящее время, большая часть внешнеэкономической деятельности, относящаяся к импорту, чаще формируется за счет осуществления ввоза в страну продуктов питания, а также товаров народного потребления, что в свою очередь красноречиво сигнализирует о том, в Абхазии нет предложений, имеющих аналогичный характер.
Данная программа проводится за счет финансовой помощи, оказываемой Российской Федерацией и направлена прежде всего на увеличение производства товаров и услуг, которые могут быть и должны производиться в стране собственными силами, а не закупаться у других стран.