Местное население Абхазии достаточно древний народ, расселившийся по региону Северного Кавказа, а также на прибрежной территории Черного моря. Абхазы имеют не только собственный язык и обычаи, но также создали местную культуру и придерживаются своей религии, и все это имеет тесную, практически неразрывную связь с историей народа и непосредственным географическим положением.
Сложившиеся религиозные взгляды народа Абхазии играет в их жизни достаточно важную роль, занимают огромное место в жизни и даже символично закреплены на флаге республики. Религиозные взгляды абхазцев играют для важную роль, имеют большое место в жизни и даже отражены во флаге республики.
Абхазский флаг представлен в виде горизонтального прямоугольника, причем 75% которого занято белыми и зелеными полосами, а 25% полотна занимает красное поле. Поле, которое занято белыми и зелеными полосами является олицетворением единства двух религий, таких как христианство и ислам. Красный же цвет на полотне флага является символом воинской доблести народа Абхазии. Раскрытая ладонь символизирует бесконечное радушие и бескрайнее гостеприимство абхазского народа.
Что же касается семи пятиконечных звезд, изображенных на флаге, то они обозначают семь священных мест, под общим названием «быжныха» или «семь святилищ»:
- «Дыдрыпш ныха» – гора, находящаяся у села Ачандара,
- «Лых ныха» – поляна Лыхнашта, расположенная в центре селения Лыхны,
- «Лдзаа ныха» – место, недалеко от священной рощи с соснами, находящейся в Пицунде,
- «Инал куба» возле села Псху,
- «Адагуа ныха» – гора с нахождением в районе Цабала,
- «Лашкендар» – святилище у Ткуарчала, находящееся в горе Лашкендар.
Относительно же седьмого священного места, то здесь мнения разошлись. Наиболее часто упоминается «Бытху» – древнейшее святилище убыхов, родственного по языку древнего народа Северного Кавказа. Намного реже можно услышать Напра-ныха, Геч-ныха, а также Капба-ныха и Лап-рныха. Данные святые места находятся в особом почете у каждого абхазца. Быть служителями данных святилищ могут лишь жрецы, причем они должны быть избраны только из представителей древнейших семей Абхазии. Жрец, в дословном переводе с абхазского языка «аныха паю» значит «сыновья святилища».
В республике Абхазия вполне мирно существуют несколько религий – больше половины населения, почти 60% являются христианами, причем в большинстве, православными, в тоже время встречается католицизм. 16% населения Абхазии являются мусульманами, почти 8% живущих не причисляют себя ни к какой религии, являясь атеистами. Также, среди абхазов встречаются язычники и другие слишком малочисленные религиозные общества.
Надо сказать, что в реальной жизни, большинство тех, кто относит себя к христианам или даже мусульманам, на деле придерживаются традиционной религии – абхазского монотеизма, радостно встречают праздники, придерживаются обрядов данной религии, а также совершают ритуалы.
При всем выше описанном, следует отметить, что республика Абхазия, согласно Конституции, является светским государством, гарантирующим своему народу свободу совести и выбора религиозных взглядов.
Религии на территории Абхазии
Абхазский монотеизм – древняя традиционная религия народа Абхазии. Ведь, несмотря на официально придерживаемую религию, одну из имеющихся на территории республики -–православие, мусульманство или католицизм, большая часть населения фактически придерживается монотеизма.
Монотеизм частенько путают с такой верой, как язычество, но на самом деле, они являются абсолютно разными религиями, ведь язычество, это вера в нескольких богов, монотеизм поддерживает веру лишь в одного бога. Данная вера подразумевает, что мир появился только благодаря вмешательству божественного промысла, то есть создан от начала единым творцом – богом Анцва, всеведущим, благостным и всемогущим, карающим громом и молниями.
Кроме единого бога, по верованиям народа Абхазии, есть и другие боги, ответственные за определенные явления, среди которых: Афы – бог грозы и молний, Дзызлан – «мать» воды, Анана-Гуанда – богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительствующая деторождению, Джаджа – божество, отвечающее за плодородие, а также множество других.
Проведение обрядов проводится в священных капищах – святилищах, причем, данные священные места существенно отличаются от таких же мест у других религий. Конкретное место может быть не заметно окружающим и выделяться просто определенной привязкой к данной местности. К примеру, Лап-рныха, это, по сути, место, где растет большая одинокая ель, расположенная достаточно высоко в горах. У подножия данной ели находится жертвенник для проведения обрядов, однако, священным будет являться не он, а именно место проведения.
Определенные каноны данной религии нигде и никак не закреплены, вся информация передается из поколения в поколение в виде традиций и сложившихся обычаев. Духовными лидерами монотеизма в Абхазии являются жрецы.
В 2012 г. в Абхазии был зафиксирован первый шаг на пути к официальному оформления монотеизма, именно в это время было проведение воссоздание такой организации религии как «Совет жрецов».
Христианство в Абхазии
Данная религия пришла в Абхазию достаточно рано – в середине первого столетия, благая весть была принесена апостолами Андреем Первозванным, Симоном Кананитом и Матфеем.
Пицундская епископия была образована в Абхазии в начале четвертого столетия, а уже в шестом столетии императором Юстинианом Великим была создана автокефальная Епархия Абхазии во главе архиепископом Севастопольским.
Полностью самостоятельная православная церковь Абхазии появилась в восьмом столетии и просуществовала в данном статусе практически до конца восемнадцатого столетия. В 1851 г. в Абхазии, входящей в то время в Российскую империю, была образована Абхазская империя.
В 1918 г., после оккупации Абхазии меньшевиками Грузии, появилась епархия, называемая Сухумо-Абхазской, которую, в то время Грузинская Церковь официально не признавала. Закрепление же статуса данной епархии произошло в 1943 г., после того, как Русская Церковь официально признала епархию, входящей в состав Грузинской Церкви.
С 1993 г. Сухумо-Абхазская епархия ведет фактически самостоятельное существование.
Ислам в Абхазии
Данная религия пришла в Абхазию намного позже и получила распространение после того, как произошло падение Константинополя в 1453 г., буквально уже на следующий год, турками был взять город Севастополис, который был ими переименован в Сухум.
Достаточно резко численность мусульман выросла в Абхазии в начале 19 столетия, в период прохождения Кавказской войны. Империя османов щедро раздавала обещания помощи абхазам и адыгам, при условии принятия ими ислама. Достаточно много народу откликнулись и приняли ислам. Именно в тот период было создано около 10 мечетей из дерева.
Сложившиеся традиции абхазского народа содержат в себе обряды и обычаи, которые касаются большинства жизненных событий, случающихся в жизни человека, от рождения до его смерти. У абхазского народа свое уникальное сочетание традиций и обрядов, которые тесно связаны с их религией и культурой. Практически каждый из значимых обрядов выделяется особым гостеприимством, бесконечным уважением к старшему поколению, а также передаваемыми из поколения в поколение традициями семейного очага. Кроме того, многие традиции, которых придерживаются абхазы, касаются охоты, рыболовства и пастушьего труда.
Внешность, национальная одежда и жилище
Абхазский народ достаточно сильно внешне схожи с родственными по языковой группе черкесами. Они имеют такую же смуглую кожу, стройное, у мужчин чаще атлетическое телосложение, каштановые или темно-каштановые волосы, но имеющие, в отличие от собратьев по языку, более пропорциональные черты лица.
Одним из важнейших выражений культуры народа считается национальный костюм. Непременным атрибутом национального костюма абхазов является «черкеска». У мужчин, это длинный однобортный кафтан, который одевается на штаны и рубаху и туго затягивается на поясе при помощи узкого ремня. Повседневной обувью, используемой мужчинами, служат лапти из кожи – «постолы», на время праздника используются сафьяновые туфли-чувяки. Основным головным убором считается башлык, так называемый остроконечный капюшон, который на холодный период времени дополняется буркой – длинной накидкой из войлока.
В женской национальной одежде также присутствует «черкеска», которая представлена максимально длинным платьем с вышитым поясом и широкими рукавами. Платье одевается на рубаху и штаны или юбку. Головные уборы для женщин весьма разнообразны – это и шапки, шали и платки, обильно украшенные серебряной или золотой тесьмой, а также шитьем. В основном, вид головного убора, согласно обычаев и традиций, зависел не только от происхождения женщины, но и ее семейного положения.
В древние времена, жильем для абхазов служила «апацха» – своеобразная постройка, выполненная из ветвей. В данной постройке были предусмотрены две двери, которые были расположены напротив друг друга, а также маленькое окошко. Спальные места, представляющие из себя скамейки и нары, были расположены близ открытого очага и покрывались одеялами из шерсти. Возле открытого очага находились покрытые шерстяными одеялами спальные места − нары и скамейки.
Позднее жилище в Абхазии претерпело изменение – дома стали возводиться в два этажа, с широким балконом, идущим вдоль всего фасада. Первый этаж занимали в основном, хозяйственные постройки, второй этаж же отводился полностью под жилые помещения. Большая комната отводилась для гостевой, в ней ставили лучшую мебель, стены украшали красивыми тканями и полотенцами с вышивкой. Помещение под кухню возводилось отдельно, где не было потолка, сразу с очагом, огонь в котором, поддерживался постоянно.
Национальные особенности народа Абхазии
Традиции, а также обычаи Абхазии чаще всего несут в себе мужество, честь и благородство, терпение и скромность, а также выручку, взаимное уважение и конечно же, гостеприимство. У народа Абхазии есть особый свод – «апсуара», который содержит в себе морально-этнические нормы, касаемые практически любой сферы жизни.
Воспитанные и эмоционально сдержанные абхазы готовы всегда принять в своем доме гостя вне зависимости от времени и предупредить любое желание своего гостя. Народ характеризуется спокойным поведением не зависимо от ситуации, порой даже слишком громкий голос может быть воспринят как возможная ссора.
Согласно существующей традиции, если в дом входит новый человек, являющийся ровесником, то следует привстать, если же войдет человек, который старше присутствующих, то необходимо встать в полный рост. Встречая знакомого, абхазы подают руку для пожатия и целуют в щеку – такие действия выражают радость от встречи и уважение.
Социальные традиции
Нормы, описанные в «апсуара» касаются также и семейных традиций абхазского народа. Семьи в Абхазии патриархальны, следовательно, главой семьи является самый старейший мужчина данной семьи. Любые взаимоотношения в семье достаточно сдержаны, в Абхазии не принято на публику выставлять чувства к своей жене или ребенку, поскольку это будет считаться проявлениями слабости.
Женщины Абхазии имеют хорошие манеры, обладают скромностью, а также отличаются гостеприимством. Всегда занятые домашними делами – готовкой, шитьем, вязанием, уходом за скотом, не мешает им находить время для помощи своему мужу в его делах. Муж-абхазец никогда не позволит себе ударить или оскорбить свою жену, любая обида или унижение женщины считается недостойным поступком для настоящего мужчины.
Свадьба
Традиции абхазской свадьбы весьма колоритны по своей зрелищности. В более ранние времена жениха и невесту определяли практически с рождения, оговаривалась данная ситуация родителями, а молодым людям приходилось лишь принимать их выбор и исполнять желание родни. В наши дни, молодые люди сами вправе решать с кем им создавать семью. Оптимальным возрастом для вступления в брак для мужчин считается 25 – 35 лет, для девушек же, данный возраст составляет 18 – 25 лет.
А вот традиция получения благословления у родителей на брак осталась, как и «ашкаршва» – проведение ритуала сватовства. Проведение данного ритуала предполагает заключение договора о проведении свадьбы между отцами молодых людей, которое как-бы подтверждается стрельбой в воздух или бросанием пуль под ноги друг другу.
Проведение обручения не влечет за собой обязательного обмена украшениями в виде кольца, обмен между женихом и невестой возможен любыми предметами. До того момента, как выдать невесту замуж, родственники девушки посещают дом жениха для более близкого знакомства с будущими родственниками. Кроме того, в Абхазии также сохранился такой романтический обряд, как «амадзала», так называемое похищение невесты перед свадьбой.
Согласно свадебной традиции, торжество начинается в доме, где проживает невеста, в доме родителей для невесты и ее подружек накрывается отдельный праздничный стол, далее праздник перемещается в дом родителей жениха.
После того, как невеста переступает порог дома жениха, присутствующие гости забрасывают девушку вкусными конфетами и серебряными монетками. Свадебное торжество проходит при скоплении большого количества приглашенных, застолье обязательно сопровождается национальной музыкой и танцами. Первый тост произносится за абхазцев, второй звучит за погибших на войне и лишь третий будет за молодоженов.
Рождение детей
Относительно рождения детей в Абхазии существует некоторый ряд традиций, который тщательно соблюдается не только молодыми родителями, но и всей родней, ведь данным обрядам приписываются свойства магического характера:
- Не приветствуются любые демонстрации беременности на публику, чтобы не допустить сглаза малыша, а значит, большой живот следует тщательно скрывать от посторонних глаз.
- Беременной и ее мужу запрещено убивать животных, крайне опасным считается убийство змеи.
- Как только малыш первый раз пошевелиться во чреве матери, женщине следует перевести свой взгляд на что-либо красивое.
- Когда происходит первое шевеление ребенка, то если плод шевельнулся с левой стороны, то будет девочка, если же малыш пошевелился с правой стороны живота, то наверняка родится мальчик.
- Первое кормление грудью новорожденного должна осуществить другая женщина, а не мать. Чаще всего, для первого кормления приглашается соседка в качестве «молочной мамочки», у которой уже есть свое молочное дитя.
Ритуал похорон
Одним из неизменных обрядов Абхазии является следование похоронному ритуалу с обязательными поминками по усопшему. Умерший обмывается и одевается близкими родственниками. Сам процесс погребения осуществляется на третий день после установления смерти, при этом до начала похорон, включая ночное время рядом с телом всегда должен быть кто-то из родственников. Перед проведением захоронения, старейший из рода произносит теплые слова о покойном.
В селениях Абхазии нет общественных кладбищ, каждая семья хоронит своих умерших на земле, принадлежащей семье. Чаще всего, у одного из старейших родственников уже есть выделенный участок земли, отведенный под семейное кладбище. Поминки по усопшему проводятся на 40 или 52 день, а также на годовщину.
Обычаи и традиции народа Абхазии сохранили удивительное сочетание старинного уклада жизни абхазов и их ритуалов с появившимися современными тенденциями. Несмотря на то, что жизнь постоянно меняется, народ Абхазии удивительным образом хранит приверженность своим верованиям и обычаям, которые живы с древних времен. Для абхазцев их историческое прошлое является частью священного наследия, которое с почтением передается от одного поколения к другому.