Традиции и религия в Абхазии- Обзор

Местное население Абхазии достаточно древний народ, расселившийся по региону Северного Кавказа, а также на прибрежной территории Черного моря. Абхазы имеют не только собственный язык и обычаи, но также создали местную культуру и придерживаются своей религии, и все это имеет тесную, практически неразрывную связь с историей народа и непосредственным географическим положением.

Вероисповедание

Сложившиеся религиозные взгляды народа Абхазии играет в их жизни достаточно важную роль, занимают огромное место в жизни и даже символично закреплены на флаге республики. Религиозные взгляды абхазцев играют для важную роль, имеют большое место в жизни и даже отражены во флаге республики.

Абхазский флаг представлен в виде горизонтального прямоугольника, причем 75% которого занято белыми и зелеными полосами, а 25% полотна занимает красное поле. Поле, которое занято белыми и зелеными полосами является олицетворением единства двух религий, таких как христианство и ислам. Красный же цвет на полотне флага является символом воинской доблести народа Абхазии. Раскрытая ладонь символизирует бесконечное радушие и бескрайнее гостеприимство абхазского народа.

Что же касается семи пятиконечных звезд, изображенных на флаге, то они обозначают семь священных мест, под общим названием «быжныха» или «семь святилищ»:

  • «Дыдрыпш ныха» – гора, находящаяся у села Ачандара,
  • «Лых ныха» – поляна Лыхнашта, расположенная в центре селения Лыхны,
  • «Лдзаа ныха» – место, недалеко от священной рощи с соснами, находящейся в Пицунде,
  • «Инал куба» возле села Псху,
  • «Адагуа ныха» – гора с нахождением в районе Цабала,
  • «Лашкендар» – святилище у Ткуарчала, находящееся в горе Лашкендар.

Относительно же седьмого священного места, то здесь мнения разошлись. Наиболее часто упоминается «Бытху» – древнейшее святилище убыхов, родственного по языку древнего народа Северного Кавказа. Намного реже можно услышать Напра-ныха, Геч-ныха, а также Капба-ныха и Лап-рныха. Данные святые места находятся в особом почете у каждого абхазца. Быть служителями данных святилищ могут лишь жрецы, причем они должны быть избраны только из представителей древнейших семей Абхазии. Жрец, в дословном переводе с абхазского языка «аныха паю» значит «сыновья святилища».

В республике Абхазия вполне мирно существуют несколько религий – больше половины населения, почти 60% являются христианами, причем в большинстве, православными, в тоже время встречается католицизм. 16% населения Абхазии являются мусульманами, почти 8% живущих не причисляют себя ни к какой религии, являясь атеистами. Также, среди абхазов встречаются язычники и другие слишком малочисленные религиозные общества.

 религия

Надо сказать, что в реальной жизни, большинство тех, кто относит себя к христианам или даже мусульманам, на деле придерживаются традиционной религии – абхазского монотеизма, радостно встречают праздники, придерживаются обрядов данной религии, а также совершают ритуалы.

При всем выше описанном, следует отметить, что республика Абхазия, согласно Конституции, является светским государством, гарантирующим своему народу свободу совести и выбора религиозных взглядов.

Религии на территории Абхазии

Абхазский монотеизм – древняя традиционная религия народа Абхазии. Ведь, несмотря на официально придерживаемую религию, одну из имеющихся на территории республики -–православие, мусульманство или католицизм, большая часть населения фактически придерживается монотеизма.

Монотеизм частенько путают с такой верой, как язычество, но на самом деле, они являются абсолютно разными религиями, ведь язычество, это вера в нескольких богов, монотеизм поддерживает веру лишь в одного бога. Данная вера подразумевает, что мир появился только благодаря вмешательству божественного промысла, то есть создан от начала единым творцом – богом Анцва, всеведущим, благостным и всемогущим, карающим громом и молниями.

Кроме единого бога, по верованиям народа Абхазии, есть и другие боги, ответственные за определенные явления, среди которых: Афы – бог грозы и молний, Дзызлан – «мать» воды, Анана-Гуанда – богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительствующая деторождению, Джаджа – божество, отвечающее за плодородие, а также множество других.

Проведение обрядов проводится в священных капищах – святилищах, причем, данные священные места существенно отличаются от таких же мест у других религий. Конкретное место может быть не заметно окружающим и выделяться просто определенной привязкой к данной местности. К примеру, Лап-рныха, это, по сути, место, где растет большая одинокая ель, расположенная достаточно высоко в горах. У подножия данной ели находится жертвенник для проведения обрядов, однако, священным будет являться не он, а именно место проведения.

Новоафонский монастырь

Определенные каноны данной религии нигде и никак не закреплены, вся информация передается из поколения в поколение в виде традиций и сложившихся обычаев. Духовными лидерами монотеизма в Абхазии являются жрецы.

В 2012 г. в Абхазии был зафиксирован первый шаг на пути к официальному оформления монотеизма, именно в это время было проведение воссоздание такой организации религии как «Совет жрецов».

Христианство в Абхазии

Данная религия пришла в Абхазию достаточно рано – в середине первого столетия, благая весть была принесена апостолами Андреем Первозванным, Симоном Кананитом и Матфеем.

Пицундская епископия была образована в Абхазии в начале четвертого столетия, а уже в шестом столетии императором Юстинианом Великим была создана автокефальная Епархия Абхазии во главе архиепископом Севастопольским.

Полностью самостоятельная православная церковь Абхазии появилась в восьмом столетии и просуществовала в данном статусе практически до конца восемнадцатого столетия. В 1851 г. в Абхазии, входящей в то время в Российскую империю, была образована Абхазская империя.

В 1918 г., после оккупации Абхазии меньшевиками Грузии, появилась епархия, называемая Сухумо-Абхазской, которую, в то время Грузинская Церковь официально не признавала. Закрепление же статуса данной епархии произошло в 1943 г., после того, как Русская Церковь официально признала епархию, входящей в состав Грузинской Церкви.

С 1993 г. Сухумо-Абхазская епархия ведет фактически самостоятельное существование.

Христианство

Ислам в Абхазии

Данная религия пришла в Абхазию намного позже и получила распространение после того, как произошло падение Константинополя в 1453 г., буквально уже на следующий год, турками был взять город Севастополис, который был ими переименован в Сухум.

Достаточно резко численность мусульман выросла в Абхазии в начале 19 столетия, в период прохождения Кавказской войны. Империя османов щедро раздавала обещания помощи абхазам и адыгам, при условии принятия ими ислама. Достаточно много народу откликнулись и приняли ислам. Именно в тот период было создано около 10 мечетей из дерева.

Сложившиеся традиции абхазского народа содержат в себе обряды и обычаи, которые касаются большинства жизненных событий, случающихся в жизни человека, от рождения до его смерти. У абхазского народа свое уникальное сочетание традиций и обрядов, которые тесно связаны с их религией и культурой. Практически каждый из значимых обрядов выделяется особым гостеприимством, бесконечным уважением к старшему поколению, а также передаваемыми из поколения в поколение традициями семейного очага. Кроме того, многие традиции, которых придерживаются абхазы, касаются охоты, рыболовства и пастушьего труда.

Внешность, национальная одежда и жилище

Абхазский народ достаточно сильно внешне схожи с родственными по языковой группе черкесами. Они имеют такую же смуглую кожу, стройное, у мужчин чаще атлетическое телосложение, каштановые или темно-каштановые волосы, но имеющие, в отличие от собратьев по языку, более пропорциональные черты лица.

Одним из важнейших выражений культуры народа считается национальный костюм. Непременным атрибутом национального костюма абхазов является «черкеска». У мужчин, это длинный однобортный кафтан, который одевается на штаны и рубаху и туго затягивается на поясе при помощи узкого ремня. Повседневной обувью, используемой мужчинами, служат лапти из кожи – «постолы», на время праздника используются сафьяновые туфли-чувяки. Основным головным убором считается башлык, так называемый остроконечный капюшон, который на холодный период времени дополняется буркой – длинной накидкой из войлока.

В женской национальной одежде также присутствует «черкеска», которая представлена максимально длинным платьем с вышитым поясом и широкими рукавами. Платье одевается на рубаху и штаны или юбку. Головные уборы для женщин весьма разнообразны – это и шапки, шали и платки, обильно украшенные серебряной или золотой тесьмой, а также шитьем. В основном, вид головного убора, согласно обычаев и традиций, зависел не только от происхождения женщины, но и ее семейного положения.

В древние времена, жильем для абхазов служила «апацха» – своеобразная постройка, выполненная из ветвей. В данной постройке были предусмотрены две двери, которые были расположены напротив друг друга, а также маленькое окошко. Спальные места, представляющие из себя скамейки и нары, были расположены близ открытого очага и покрывались одеялами из шерсти. Возле открытого очага находились покрытые шерстяными одеялами спальные места − нары и скамейки.

Национальный костюм

Позднее жилище в Абхазии претерпело изменение – дома стали возводиться в два этажа, с широким балконом, идущим вдоль всего фасада. Первый этаж занимали в основном, хозяйственные постройки, второй этаж же отводился полностью под жилые помещения. Большая комната отводилась для гостевой, в ней ставили лучшую мебель, стены украшали красивыми тканями и полотенцами с вышивкой. Помещение под кухню возводилось отдельно, где не было потолка, сразу с очагом, огонь в котором, поддерживался постоянно.

Национальные особенности народа Абхазии

Традиции, а также обычаи Абхазии чаще всего несут в себе мужество, честь и благородство, терпение и скромность, а также выручку, взаимное уважение и конечно же, гостеприимство. У народа Абхазии есть особый свод – «апсуара», который содержит в себе морально-этнические нормы, касаемые практически любой сферы жизни.

Воспитанные и эмоционально сдержанные абхазы готовы всегда принять в своем доме гостя вне зависимости от времени и предупредить любое желание своего гостя. Народ характеризуется спокойным поведением не зависимо от ситуации, порой даже слишком громкий голос может быть воспринят как возможная ссора.

Согласно существующей традиции, если в дом входит новый человек, являющийся ровесником, то следует привстать, если же войдет человек, который старше присутствующих, то необходимо встать в полный рост. Встречая знакомого, абхазы подают руку для пожатия и целуют в щеку – такие действия выражают радость от встречи и уважение.

Социальные традиции

Нормы, описанные в «апсуара» касаются также и семейных традиций абхазского народа. Семьи в Абхазии патриархальны, следовательно, главой семьи является самый старейший мужчина данной семьи. Любые взаимоотношения в семье достаточно сдержаны, в Абхазии не принято на публику выставлять чувства к своей жене или ребенку, поскольку это будет считаться проявлениями слабости.

Женщины Абхазии имеют хорошие манеры, обладают скромностью, а также отличаются гостеприимством. Всегда занятые домашними делами – готовкой, шитьем, вязанием, уходом за скотом, не мешает им находить время для помощи своему мужу в его делах. Муж-абхазец никогда не позволит себе ударить или оскорбить свою жену, любая обида или унижение женщины считается недостойным поступком для настоящего мужчины.

Абхазская свадьба

Свадьба

Традиции абхазской свадьбы весьма колоритны по своей зрелищности. В более ранние времена жениха и невесту определяли практически с рождения, оговаривалась данная ситуация родителями, а молодым людям приходилось лишь принимать их выбор и исполнять желание родни. В наши дни, молодые люди сами вправе решать с кем им создавать семью. Оптимальным возрастом для вступления в брак для мужчин считается 25 – 35 лет, для девушек же, данный возраст составляет 18 – 25 лет.

А вот традиция получения благословления у родителей на брак осталась, как и «ашкаршва» – проведение ритуала сватовства. Проведение данного ритуала предполагает заключение договора о проведении свадьбы между отцами молодых людей, которое как-бы подтверждается стрельбой в воздух или бросанием пуль под ноги друг другу.

Проведение обручения не влечет за собой обязательного обмена украшениями в виде кольца, обмен между женихом и невестой возможен любыми предметами. До того момента, как выдать невесту замуж, родственники девушки посещают дом жениха для более близкого знакомства с будущими родственниками. Кроме того, в Абхазии также сохранился такой романтический обряд, как «амадзала», так называемое похищение невесты перед свадьбой.

Согласно свадебной традиции, торжество начинается в доме, где проживает невеста, в доме родителей для невесты и ее подружек накрывается отдельный праздничный стол, далее праздник перемещается в дом родителей жениха.

После того, как невеста переступает порог дома жениха, присутствующие гости забрасывают девушку вкусными конфетами и серебряными монетками. Свадебное торжество проходит при скоплении большого количества приглашенных, застолье обязательно сопровождается национальной музыкой и танцами. Первый тост произносится за абхазцев, второй звучит за погибших на войне и лишь третий будет за молодоженов.

Рождение детей

Относительно рождения детей в Абхазии существует некоторый ряд традиций, который тщательно соблюдается не только молодыми родителями, но и всей родней, ведь данным обрядам приписываются свойства магического характера:

  • Не приветствуются любые демонстрации беременности на публику, чтобы не допустить сглаза малыша, а значит, большой живот следует тщательно скрывать от посторонних глаз.
  • Беременной и ее мужу запрещено убивать животных, крайне опасным считается убийство змеи.
  • Как только малыш первый раз пошевелиться во чреве матери, женщине следует перевести свой взгляд на что-либо красивое.
  • Когда происходит первое шевеление ребенка, то если плод шевельнулся с левой стороны, то будет девочка, если же малыш пошевелился с правой стороны живота, то наверняка родится мальчик.
  • Первое кормление грудью новорожденного должна осуществить другая женщина, а не мать. Чаще всего, для первого кормления приглашается соседка в качестве «молочной мамочки», у которой уже есть свое молочное дитя.

Рождение детей

Ритуал похорон

Одним из неизменных обрядов Абхазии является следование похоронному ритуалу с обязательными поминками по усопшему. Умерший обмывается и одевается близкими родственниками. Сам процесс погребения осуществляется на третий день после установления смерти, при этом до начала похорон, включая ночное время рядом с телом всегда должен быть кто-то из родственников. Перед проведением захоронения, старейший из рода произносит теплые слова о покойном.

В селениях Абхазии нет общественных кладбищ, каждая семья хоронит своих умерших на земле, принадлежащей семье. Чаще всего, у одного из старейших родственников уже есть выделенный участок земли, отведенный под семейное кладбище. Поминки по усопшему проводятся на 40 или 52 день, а также на годовщину.

Обычаи и традиции народа Абхазии сохранили удивительное сочетание старинного уклада жизни абхазов и их ритуалов с появившимися современными тенденциями. Несмотря на то, что жизнь постоянно меняется, народ Абхазии удивительным образом хранит приверженность своим верованиям и обычаям, которые живы с древних времен. Для абхазцев их историческое прошлое является частью священного наследия, которое с почтением передается от одного поколения к другому.

Артем Потапов

Привет, меня зовут Артем Потапов, я очень люблю Абхазию и живу в Гаграх с детства. Веду этот сайт об Абхазии, прославляю эту прекрасную горную страну. Я живу здесь с 12 лет и работаю гидом. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы и мой блог будет вам полезен, спрашивайте и делитесь мнением о статье в комментариях!

Оцените автора
vAbhazii.ru
Добавить комментарий